Законодательные и научно-методические основы кластерной политики развития, доказавшей свою эффективность во многих развитых регионах мира (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Финляндия, Япония и др.), в Российской Федерации в настоящее время находятся на начальном этапе формирования. При этом, если в ряде (как правило, высокотехнологичных) отраслей промышленности использование зарубежного опыта при кластерообразовании возможно и уже достаточно активно используется, то в приложении к российскому сельскому хозяйству (в силу ярко выраженной специфики его современного состояния) применение этого опыта существенно ограничено.
Необходимость формирования территориальных кластеров как приоритетного направления первого уровня (в институциональной сфере) долгосрочного развития сельского хозяйства России впервые законодательно закреплена в проекте «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы», опубликованном на официальном сайте Министерства сельского хозяйства РФ 26.08.2011 г. [1]. Этот факт подтверждает обоснованность содержательной части выделенных авторами статьи этапов перехода аграрного сектора экономики Тверской области на путь устойчивого развития (табл. 1).
Общепринятый терминологический аппарат кластеризации в настоящем отсутствует. При разработке организационно-управленческого механизма формирования регионального аграрного кластера использованы результаты обобщения теоретической информации, изложенной в ряде научных публикаций и работ [2-6 и др.]. Особо отметим вклад в формирование основ кластерной политики РФ специалистов подкомитета по развитию субконтрактации и кластерных технологий комитета торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
Под региональным аграрным кластером (РАК) понимаем организационную форму (сетевую структуру) консолидации усилий предприятий и организаций конкретного региона, направленных на обеспечение его продовольственной безопасности. Указанная в авторском определении совокупность предприятий и организаций объединена в звенья по функциональному принципу (рис. 1).
Наиболее значимым среди принципиальных отличий кластера от прочих организационных форм объединения субъектов рынка является обязательное требование сохранения конкурентного поля. Каждый участник кластера является полноценным игроком рынка и функционирует в рамках выбранной организационно-правовой формы. Новшества при вступлении в кластер заключаются в активном включении во внешнюю среду, поскольку только при таком условии возможно достижение общей цели кластера, достигаемой за счет эффекта синергии. Этот факт особенно важен для сельскохозяйственных предприятий, большинство из которых в силу влияния деградационных тенденций, не способно самостоятельно решить ряд важных организационных, управленческих, производственных вопросов.
«Включение» аграриев в состав кластера (или субкластера), безусловно, позволит заметно повысить эффективность сельскохозяйственного производства как на уровне предприятия, так и на уровне региона в целом.
Субкластер (аграрный) – совокупность предприятий и организаций, объединенных по принципу принадлежности к производству конкретного вида сельскохозяйственной продукции.
Ядро кластера (субкластера) – предприятие или организация, характеризуемая максимальным (в сравнении с другими участниками кластера) инновационным потенциалом.
Под инновационным потенциалом понимаем совокупность факторов (организационных, управленческих, производственных, трудовых и др.) позволяющая его обладателю (при их максимальной мобилизации) реализовать некий инновационный проект (идею).
Кластер-спутник (звено кластера) – совокупность предприятий и организаций, объединенных единством функциональной роли в региональном аграрном кластере.
Предлагаем процесс формирования модели регионального аграрного кластера региона (начальный сегмент кластерной иннициативы) разбить на четыре этапа.
Этап 1. Оценка стартовых предпосылок для формирования кластера по следующим критериям: наличие конкурентоспособных, инновационно-активных предприятий; наличие конкурентных преимуществ для развития кластера; географические концентрация; широкий набор потенциальных участников и наличие «критической массы»; потенциал возможности взаимодействия между участниками кластера.
Этап 2. Обоснование оптимальной структуры кластера, зависящей от стратегических задач, планируемых видов деятельности и системы сельского территориального планирования.
Стратегическими задачами регионального аграрного кластера являются: активизация внедрения в практику сельскохозяйственного производства принципов устойчивого развития (переход на социальноориентированные, ресурсосберегающие, энергоэффективные, экологически безопасные техно-логии производства) и обеспечение (исходя из аграрного потенциала) продовольственной безопасности региона.
После определения приоритетных направлений (отраслей) развития аграрного сектора экономики (на основе комплексного анализа проблем, тенденций и перспектив) необходимо (в рамках субкластеров) рассчитать количество потенциальных участников. Считаем, что часто используемый для подобного рода целей инструментарий известных методов кластерного анализа (метод k-средних, Евклидово расстояние) может быть использован только частично, поскольку не учитывает необходимость формирования аграрного кластера по принципу взаимодополняемости.
Предлагаемая нами формализация расчета потенциального количества участников субкластера () выглядит следующим образом:
где – количество районов, входящих в субкластер;
– количество сельскохозяйственных производителей соответствующей специализации -ой категории (сельскохозяйственные товаропроизводители, К (Ф)Х);
– количество предприятий, специализирующихся на переработке соответствующей сельскохозяйственной продукции;
– коэффициент инновационной актив-ности i-ого предприятия;
– сельскохозяйственные производители, использующие или планирующие использовать инновационные технологии производства продукции;
– общее количество предприятий.
Этап 3. Конкретизация приоритетных направлений концентрации уси-лий ведущих кластеров-спутников. Для выполнения этого этапа должны быть формулирована миссия и соответствующая ей цель создания регионального аграрного кластера, систематизированы инновационные технологии организации и управления аграрным бизнесом, применение которых требует прохождения адаптационной стадии (с учетом специфики сельскохозяйственного производства конкретного региона), основанной на формировании законодательной и научной базы.
Миссия РАК заключается в содействии устойчивому развитию сельского хозяйства на основе максимизации использования аграрного потенциала региона. Цель создания РАК – повышение комплексной (социо-экономико-экологической) эффективности развития сельского хозяйства области на основе синергетического подхода.
Этап 4. Оценка рисков и интегрального эффекта проекта формирования регионального аграрного кластера (устойчивого развития сельского хозяйства). Этот этап является одновременно самым важным и проблемным в сфере научного обеспечения.
Оценка рисков проекта. Методической основой определения рисков кластерообразования в частности и устойчивого развития аграрного сектора экономики в целом является разработка академиков РАСХН А. Анфиногентовой и Э. Крылатых [7]. Совокупность рисков, представляющая собой результат выполненного комплексного исследования проблематики устойчивого развития сельского хозяйства (рис. 2).
Выявление степени влияния (уровня опасности) рисков на процесс перехода сельского хозяйства региона на устойчивый путь развития проводится на основе экспертной оценки. Для оценки степени влияния (уровня опасности) риска каждому эксперту предлагается оценить рисковый фактор по следующей балльной шкале: низкий уровень опасности риска – 1-3 балла; средний уровень опасности риска – 4-7 баллов; высокий уровень опасности риска – 8-10 баллов.
Формализация совокупной оценки факторов риска выглядит следующим образом:
где – совокупная оценка -го фактора риска; , – число экспертов; – балльная экспертная оценка фактора; – коэффициент вероятности возникновения риска (значения коэффициентов: максимальная вероятность – 1; минимальная вероятность – 0; средняя вероятность – 0,5; вероятность ниже среднего – 0,3; вероятность выше среднего – 0,7).
Расчет интегральной оценки рискового «поля» () реализации предлагаемого проекта кластеризации, направленного на обеспечение перехода сельского хозяйства региона на путь устойчивого развития в формализованном виде представляет собой:
где – общая оценка группы рисков; – число факторов риска в группе (в формуле 5 – число групп).
Для качественной оценки рисков интегральные балльные оценки должны быть переведены в процентное отношение к максимуму. Максимальная оценка одного фактора – 10 баллов, максимальная оценка по группам определяется посредством произведения максимальной оценки фактора на число факторов. Итоговая максимальная оценка рискового «поля» составляет 230 баллов (23 фактора по 10 баллов каждый).
Диапазоны перевода количественной оценки риска в качественную: 0-15 (низкий, незначительный); 16-25 (средний, допустимый); 26-35 (выше среднего, допустимый); 36-45 (высокий, допустимый); 46 и выше (катастрофический, недопустимый).
Оценка интегрального эффекта проекта. Обоснование комплексных характеристик эффекта и особенно эффективности различного рода концепций, программ и проектов, реализация которых направлена на обеспечение процесса перехода российского сельского хозяйства на путь устойчивого развития, в настоящее время является наиболее проблемной сферой, как с теоретической, так и с методической точек зрения.
Выполненное обобщение существующих методических подходов к оценке эффекта (-ов) и эффективности проектов, включающих элементы кластерообразования позволили сформировать ряд принципиальных положений по этому вопросу.
Экспертная оценка комплексного социо-экономико-экологического эффекта реализации проекта в формализованном виде может быть представлена следующим образом:
где , – значения -го показателя цели по проекту и по оценке экспертов.
Максимальной эффективность проекта может быть признана при нулевой или минимальной разнице значений проекта и экспертной оценки.
На уровне Тверского региона этот принципиальный подход к оценке комплексного эффекта проекта осложнен отсутствием должного количества экспертов, в равной степени владеющих способностью к долгосрочному видению конъюнктуры продовольственного рынка, знающих принципы устойчивого развития и при этом глубинно понимающих специфику аграрного производства, его тенденции и проблемы.
Расчет синергетического эффекта реализации проекта является наиболее приемлемым, но требует обработки большого массива информации и возможен только после окончательного формирования состава участников субкластера, то есть, согласно выделенным этапам перехода регионального сельского хозяйства на устойчивый путь развития, представляется возможным не ранее 2015–2016 гг. (начало тестового этапа развития).
Предлагаем следующую модель расчета синергетического эффекта образования регионального аграрного кластера (рис. 3).
Представленная модель может быть положена в основу формирования методик расчета синергетического эффекта как в удельном (по конкретному проекту) так и в комплексном (в целом по отрасли) приложении; является вектором для выполнения более углубленного научного исследования.
С основными результатами апробации изложенной методики кластерообразования в аграрном секторе экономики (на примере Тверского региона) читатель может ознакомиться, обратившись к статье «Модель формирования регионального аграрного кластера», которая будет размещена в одном из следующих номеров интернет-журнала «Экономические исследования».
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ( «Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона»), проект № 11-12-69003 а/Ц.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/16834.342.htm.
2. Куценко Е. С. Методология выявления основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://promcluster.ru/index.php/publications-cls.html.
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://promcluster.ru/index.php/about-zak-cls/48-2010-05-12-07-57-03.html.
4. Формирование агропромышленного кластера муниципального района / Под научн.-метод. рук-вом А.С. Миндрина. – ГНУ ВНИЭТУСХ, 2010. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А». – 60 с.
5. Романов А. Е. Агропромышленные кластеры России – новый миф или перспектива // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 7. – С. 27–30.
6. Хухрин А. С. Агропромышленные кластеры: российская модель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 7. – С. 30–34.
7. Анфиногентова А. А., Крылатых Э. Н. Исследование стратегических рисков в прогнозировании агропромышленного комплекса России [Электронный ресурс] // Региональные агросистемы: экономика и социология. – 2011. – № 1. – Режим доступа: http://www.iagpran.ru/journal.php?tid=208.