Введение
Сегодня говорят о трех сценариях развития общества: рыночный рост, возврат к феодальному прошлому, развитие передовых технологий. Оптимистичность третьего сценария непосредственно связана с идеей использования инновационного потенциала и инновационного развития, что, безусловно, требует разработок концепций, на основе которых будут строиться целевые программы.
Идея инновационного развития предполагает задействование всей иерархии социальных институтов: наука, образование, бизнес, государственное управление. Выявление инновационно-активных управленцев должно осуществляться на всех уровнях иерархии. Каждый должен стремиться попасть в зону внимания государственных органов, внедриться в эту систему, в которой государство поддержит и защитит тех, кто получил профессиональное образование, кто нацелен на изобретательскую деятельность, на производство новых товаров, услуг, технологий. Это мобилизует людей на соответствующее задачам экономического роста поведение. Именно под это необходимо формулировать цели государственной политики, разрабатывать долгосрочные программы, выстраивать деятельность государственного аппарата, задающего законы, нормы и правила.
Учитывая, что государственное управление инновационным процессом представляет собой сознательную, целенаправленную и регламентированную юридическими нормами деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий органами власти субъектов РФ, вследствие которой происходит непосредственная смена инновационных состояний, той или иной территории, то возникает необходимость разработки концепции инновационного развития аграрного производства региона.
Построение концепции необходимо для полного, всестороннего, глубокого и объективного изучения проблемной ситуации. Концепция представляет собой первичный документ, предусматривающий набор альтернатив, многовариантную проработку путей регионального инновационного развития [1].
Обоснование структуры концепции инновационного развития зернового производства региона осуществлялось нами на основе целевого подхода и метода декомпозиции. Генеральная цель концепции определена как: «Обеспечить управляемость инновационным процессом в зерновом производстве региона» и разложена на две подцели:
1 – совершенствование региональной инновационной политики в зерновом производстве;
2 – повышение эффективности управления инновационным процессом в зерновом производстве.
Второй уровень «дерева целей» включает в себя перечень проблем, которые необходимо решить для того, чтобы полностью достичь обе подцели.
Третий уровень «дерева целей» представляет собой задачи, обеспечивающие решение проблем, обозначенных на втором уровне.
Четвертый уровень «дерева целей» состоит из мероприятий концепции, а последний – из вариантов их реализации.
1. Совершенствование региональной инновационной политики в зерновом производстве
Для осуществления первой подцели следует решить две проблемы: восстановление инфраструктуры инновационной деятельности и совершенствование системы государственного управления инновационным процессом в зерновом производстве.
1.1. Восстановление инфраструктуры инновационной деятельности
Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является важнейшей проблемой для социально-экономических систем, требующей оперативного решения. Восстановление инфраструктуры инновационной деятельности возможно при реализации следующих задач:
- расширить производственно-техническую структуру;
- улучшить кадровую и образовательную структуры;
- развитие консалтинговых организаций;
- расширить финансовые структуры;
- увеличить информационно-аналитические организации;
- совершенствовать сбытовые организации.
С целью поиска основных вариантов совершенствования региональной инновационной политики в зерновом производстве необходимо детально рассмотреть каждую из поставленных задач.
Так, расширение производственно-технической структуры возможно при выполнении двух основных мероприятий.
Первое мероприятие заключается в создании и расширении производственно-технических объектов. Осуществление данного мероприятия возможно при организации объектов, перечисленных ниже:
1) Инновационно-промышленные комплексы по производству многооперационных сельскохозяйственных машин и орудий, техники пятого поколения. Инновационно-промышленные комплексы – тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
2) Региональный зерновой кластер. Зерновой кластер – это совокупность предприятий и организаций различных форм собственности, объединенных единой технологической цепочкой производства, переработки и реализации зерна с целью повышения конкурентоспособности зерновой продукции и предприятий кластера.
3) Организации по продвижению новшеств, такие как инновационно-технологические центры или бизнес-инкубаторы. Функциями данных организаций являются: стимулирование инноваций и коммерциализации технологий, содействие внедрению инновационных разработок в производственные циклы сельхозтоваропроизводителей; подбор, анализ эффективности и целесообразности применения передовых инновационных продуктов и их внедрение в конкретные сельскохозяйственные организации и предприятия с привлечением государственных и частных инвестиций. Так, в Краснодарском крае, Департамент сельского хозяйства и продовольствия является соучредителем инновационно-технологического центра «Кубань-Юг» в форме некоммерческого партнерства.
4) Научные центры (технополисы, наукограды). Технополис (научный центр) – научно-производственный комплекс с развитой научной и производственной инфраструктурой, охватывающий территорию отдельного крупного города или рассредоточенный по всей территории региона. В его состав входят научные учреждения и крупный университет (академия), располагающие современными крупными заделами в сфере исследований и результатами достижений в науке и новейшим экспериментальным оборудованием, агропромышленные организации (предприятия), агротехнопарки. Технополис служит центром научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создания новейшей техники и оборудования, выведения новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, подготовки и переподготовки квалифицированных научных кадров для науки и образования. В соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград определяется как муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
5) Центры коллективного пользования, в которых станут возможными исследования по приоритетным направлениям науки и доведение полученных результатов до инновационных продуктов.
6) Агротехнопарки. Агротехнопарк – это механизм интеграции высших учебных заведений, научных центров, сельскохозяйственных предприятий, предпринимателей, финансовых институтов и властей, направленный на решение социально-экономических, технологических проблем региона через развитие в нем инновационной деятельности, малого инновационного предпринимательства. То есть в лице технопарков созданы механизмы превращения результатов научных исследований, изобретений и ноу-хау в коммерческие технологии, материалы, изделия, услуги. Эффект достигается за счет того, что в агротехнопарковых структурах руководители предприятий и ученые совместно разрабатывают единую концепцию проведения научного исследования, технологической подготовки производства, что позволяет формировать научно-производственный процесс как целостный на всех стадиях инновационной деятельности.
В состав агротехнопарков входят следующие структурные подразделения: исследовательский (инновационный) центр, учебное, информационно-консультативное, маркетинговое, бухгалтерское и производственная зона. В сфере науки и образования имущество агротехнопарка государственное.
Указанные инновационные формирования функционируют на учебно-производственных территориях университетов и академий, используют бесплатно материально-техническую базу и научные достижения. В их состав могут входить малые предприятия по разработке и внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий, по введению новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур. В агротехнопарках возможно создание хозрасчетных подразделений, предпринимательских структур. Они оплачивают аренду рабочих помещений и участков земли, за использование технических средств, оборудования и приборов. Кроме того, агротехнопарки оказывают техническую помощь, обеспечивают нужной информацией и консультациями, помогают в организации конференций и выставок;
7) Организации промышленного семеноводства. Промышленное семеноводство – это производство высококачественных семян по особой технологии в специализированных семеноводческих хозяйствах, осуществляемое индустриальным методом с использованием механизированных комплексных пунктов и семенных заводов по обработке и хранению семян. При этом выращивание сортовых семян отделено от производства продовольственного и фуражного зерна [2].
Второе мероприятие расширения производственно-технической структуры состоит в обеспечении доступа к производственным территориям (площадям), которое реализуется посредством:
- установления ограничения на срок пребывания сельскохозяйственной организации в составе производственно-технических объектов;
- обеспечения возможности выкупа сельскохозяйственной организацией при наличии достаточных финансовых средств инновационной техники у производственно-технических объектов (агротехнопарков);
- выведения производственных мощностей крупных сельскохозяйственных предприятий «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Эти мощности малые сельхоз товаропроизводители могли бы на конкурсной основе получать в долгосрочную аренду (лизинг).
Решение второй задачи (улучшения кадровой и образовательной структуры) может быть осуществлено при выполнении следующих мероприятий:
- по организации кадрового обеспечения;
- по улучшению образовательной структуры.
Организация кадрового обеспечения возможна при подборе кадров по заказу инновационно-активных сельхозтоваропроизводителей и создании новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров.
Реализация мероприятия по улучшению образовательной структуры осуществляется при выполнении:
- подготовки кадров управленцев, аналитиков, экспертов. В этих целях необходимо усилить целевую подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях: от федерального и регионального до уровня района и конкретного предприятия. Введение специализации, а затем и специальности «Управление инновациями» на экономических факультетах вузов. Введение специализации «Теория и практика инновационной деятельности» как в экономических вузах, так и в технических вузах на соответствующих специальностях;
- повышения квалификации персонала сельхозтоваропроизводителей в области управления инновациями в зерновом производстве на базе специализированных учебных заведений;
- проведения коучингов (тренировок) на базе успешных агрокомплексов использующие инновационные технологии;
- проведения мастер-классов по актуальным проблемам развития инновационных технологий зернового производства;
- формирования системы государственной поддержки подготовки специалистов;
- развития системы дистанционного обучения на всех уровнях профессионального образования, формирование среды открытого образования;
- формирования системы трансферов научных знаний и образовательных технологий.
Достаточно большое значение в управлении инновационным процессом имеет развитие консалтинговых организаций. Обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Развитие консалтинговых организаций осуществляется при выполнении:
- мероприятия по развитию системы сельскохозяйственного консультирования;
- мероприятия по повышению качества консалтинговых услуг.
Осуществление мероприятия по развитию системы сельскохозяйственного консультирования возможно при:
- создании и увеличении центров трансфера (передачи) технологий. Целью таких центров является содействие развитию инновационной деятельности в зерновом производстве, продвижение конкурентоспособных научно-технических разработок Научно-образовательного комплекса региона на рынки ближнего и дальнего зарубежья;
- расширении спектра услуг регионального информационно-консультационный центр, обеспечивающих доступ к консалтинговым ресурсам других организаций – от оказания бесплатных консультационных услуг до проведения обучающих мероприятий и платных услуг.
- Мероприятие по повышению качества консалтинговых услуг осуществляется в результате:
- создания центров трансфера технологий на базе отраслевых институтов и государственных научных центров;
- повышения квалификации персонала системы сельскохозяйственного консультирования в финансовых, экономических, правовых, маркетинговых вопросах и в вопросах внешнеэкономической деятельности.
Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов. Однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности, ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий, венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Для того чтобы повысить финансовые структуры, необходимо реализовать два основных мероприятия. Первое мероприятие данной задачи – это мероприятие по расширению финансовой структуры инновационной инфраструктуры края с помощью:
- создания региональных венчурных фондов, ориентированных на обслуживание крупных организаций в перспективных разработках, результатов научных достижений еще не опробованных на практике.
- организации инновационно-инвестиционных фондов, институтов развития для обеспечения долгосрочных вложений, осуществляющие финансирование научно-технических разработок и рисковых проектов.
Второе мероприятие – мероприятие по совершенствованию финансовой инфраструктуры инновационной деятельности выполняется с помощью следующих вариантов:
- увеличения размеров финансирования фондов из средств госбюджета в два-три раза, в том числе за счет сокращения базового финансирования организаций государственного сектора науки;
- расширения масштабов выхода организаций со своими новыми разработками на рынки с целью привлечения рыночных денег;
- роста поступлений финансов в результате участия предприятий в международных проектах.
Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. Увеличение информационно-аналитических организаций выполняется следующими мероприятиями:
- мероприятия по организации объектов информационной инфраструктуры;
- мероприятия построения системы информационной поддержки на основе современных компьютерных технологий.
Организация объектов информационной инфраструктуры осуществляется путем:
- создания каталога (банка) инновационных проектов, осваиваемых инноваций и технологий;
- составления электронной базы потенциальных инвесторов и лиц, нуждающихся в высокотехнологичных инвестиционных ресурсах.
Мероприятия построения системы информационной поддержки на основе современных компьютерных технологий включает несколько вариантов (этапов):
1) компьютеризация фермерских хозяйств и повышение квалификации фермеров;
2) формирование единого информационного пространства для того, чтобы бесплатно получать информацию по сельскохозяйственному производству, праву, технологиям возделывания культур;
3) переход к использованию новейших информационных технологий в сфере управления производством на всех уровнях путем внедрения электронных систем связи, сетей, вычислительной техники;
4) оптимизация управления производственными процессами (диспетчеризацию производства и внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов);
5) освоение инновационных технологий с использованием современного потенциала вычислительной техники.
Сбыт – один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей. Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. Совершенствование сбытовых организаций возможно при осуществлении:
- мероприятия по созданию и развитию сбытовых объектов инновационной инфраструктуры;
- мероприятия по активизации продвижения инновационной продукции на рынки со стороны разработчиков.
Создание и развитие сбытовых объектов инновационной инфраструктуры реализуется с помощью:
1) восстановления внешнеторговых объединений;
2) увеличения специализированных посреднических фирм. Связь между покупателем и производителем осуществляет посредник. Нестабильность и риски препятствуют прямым контактам между производителями и конечными продавцами, которые несклонны принимать рискованные решения. Посредники принимают на себя эти риски, плата за которые достается им в качестве вознаграждения;
3) заключения долгосрочных контрактов между сельхозтоваропроизводителями и покупателями. Долгосрочные контракты выстраиваются на основе взаимных интересов. Заключение соглашения является альтернативой преодолению рисков с помощью посредников. Одна сторона контракта знает, что она сможет продать покупателю. Эта информация передается производителю. Производитель не имеет напрямую доступа к покупателю и выполняет заказ. Контракт позволяет привлекать инвестиции для производства, т.к. контракт позволяет планировать операции.
Активизация продвижения инновационной продукции на рынки со стороны разработчиков может быть достигнута следующими мерами:
1) проведением выставок специализированной сельскохозяйственной техники;
2) проведением на базе агроуниверситетов опытно-демонстрационной деятельности;
3) организацией постоянно действующей ярмарки инновационных проектов и разработок.
1.2. Совершенствование системы государственного управления инновационным процессом в зерновом производстве
Ранее указанная вторая проблема совершенствования региональной инновационной политики в зерновом производстве выполняется при решении следующих задач:
- совершенствования организационно-экономического механизма управления инновационным процессом.
- усиления государственной поддержки развития инновационного процесса в зерновом производстве.
Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным процессом осуществляется проведением трех основных мероприятий. Так, первое мероприятие заключается в увеличении экономических мер регулирования управления инновационным процессом путем:
- увеличения налоговых льгот участникам инновационной деятельности. Данную экономическую меру целесообразно использовать тогда, когда эта льгота в течение краткосрочного периода времени компенсируется ростом налоговых поступлений. Решение этих вопросов эффективнее по отношению к местным и региональным налогам (на федеральном уровне достаточно длительно). Как и любой другой вид кредитования, налоговые кредиты должны быть обеспечены гарантиями возмещения налоговых потерь в случае неудачного ведения бизнеса. В таком случае обе стороны, несущие обязательства, будут в равных условиях. Например, возможна схема освобождения от части налогов предприятия, инвестирующего средства в расширение производства, организацию новых рабочих мест, внедрение инновационных проектов. Аргументы по представлению налоговых льгот должны быть подтверждены экономическими расчетами. Факт предоставления льгот по налогам должен быть документально оформлен (договором) со всеми присущими этому действию формальностями;
- предоставления льготных займов на создание инновационного продукта;
- стимулирования создания инноваций. Её инструментом могло бы стать создание в Краснодарском крае региональных банков с участием государства для предоставления кредита предпринимателям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Следует упростить порядок оформления кредитов, а также предусмотреть для малых предприятий рассрочку платежей, что позволит им направлять прибыль на развитие производства;
- стимулирования продажи конечной продукции инновационной деятельности посредством предоставления государственных гарантий (государственная гарантия — это обязательство со стороны государства покрыть риски по сделке в определенном объеме). Это повышает актуальность создания в России института государственных гарантий по экспорту продукции инновационной деятельности;
- контроля образования цены на научно-техническую продукцию. Должно быть введено обязательное публичное декларирование организациями стоимости своих услуг;
- совершенствования отношений, связан¬ных с лизингом: предоставлять лизингодателям и арендаторам налоговые и таможенные льготы; пересмотреть подход к определению сроков и лизинговых платежей; для финансовоослабленных и низкорентабельных хозяйств необходимо увеличить срок договора агролизинга, при этом использовать дифференцированные подходы к установлению размеров и форм возмещения лизинговых платежей (денежные, смешанные, компенсационные); для сельхозтоваропроизводителей применять систему гибкого графика лизинговых выплат, в соответствии с производственными циклами и потоками денежных средств и с учетом пожелания лизингополучателя по периодичности и размерам выплат (например, лизинговые платежи выплачивать один раз в год после реализации продукции).
Второе мероприятие касательно совершенствования организационно-экономического механизма управления инновационным процессом –правовое регулирование инновационных процессов на основе разработки правовых норм:
- связанные с управлением НИОКР, а также деятельности субъектов инновационной инфраструктуры;
- в отношении передачи и использования инноваций.
Третье мероприятие данной задачи – это мероприятия по расширению организационных мер совершенствования системы управления инновационным процессом, которое выполняется с помощью:
- пропаганды необходимости инновационного развития в СМИ;
- прогноза, планирования и организации НИОКР (создание инноваций);
- опытного освоения инноваций в производстве;
- введения инноваций в хозяйственный оборот, распространение инноваций;
- контроля качества работ и продукции на основе норм и стандартов;
- развития предпринимательства в научно-технической сфере, а именно институтов коммерциализации результатов научных исследований;
- страхования рисков инновационной деятельности;
- стимулирования труда, повышения квалификации кадров.
На развитие инновационного процесса в зерновом производстве большое воздействие оказывает государство, и это влияние следует усиливать. Выполнение данной задачи решается при осуществлении двух основных мероприятий. Мероприятие по созданию специальных финансовых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, которое реализуется на основе:
- разработки комплексных целевых программ, ориентированных на создание селекционных достижений, ресурсосберегающих технологий, сельскохозяйственной техники;
- создания специальных фондов и активизации его использования.
Учитывая, что обновление технической базы инновационного процесса в зерновом производстве без участия государства невозможно, то необходимо мероприятие по расширению механизмов обновления технической базы инновационного процесса, которое реализуется при:
- субсидировании процентных ставок за банковские кредиты;
- региональном лизинге техники, технологического и ла¬бораторного оборудования, технических средств;
- компенсации части затрат на приобретение техники;
- предоставлении гарантий на приобретение техники;
- субсидировании первоначального взноса приобретения техники по федеральному лизингу;
- выделении средств на разработку и производство новой техники;
- дотировании на покупку элитных семян.
2. Повышение эффективности управления инновационным процессом в зерновом производстве
Для решения генеральной цели концепции необходимо рассмотреть проблемы повышения эффективности управления инновационным процессом в зерновом производстве, основными из которых являются:
- увеличение и эффективное использование научно-технического потенциала;
- совершенствование инвестиционной политики.
2.1.Увеличение и эффективное использование научно-технического потенциала
Увеличение и эффективное использование научно-технического потенциала реализуется созданием правовых, организационных, экономических условий. Данная задача решается при выполнении двух мероприятий:
1) мероприятия по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в сельском хозяйстве, в зерновом производстве в частности, которое реализуется посредством:
- разработки и принятии федеральных, региональных законов и других нормативных документов, в которых должно быть определено отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, определены ответственность государственных заказчиков НИОКР, в плане использования результатов НИОКР, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность;
- совершенствования нормативно-правового регулирования в области создания, передачи, защиты и охраны интеллектуальной собственности.
2) мероприятия по созданию организационно-экономических условий эффективного использования научно-технического потенциала и выполняется через:
- укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;
- разработку инновационных прогнозов в зерновом производстве для региона;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в научно-технической деятельности. Необходимо мобилизовать бюджетное финансирование инноваций на преодоление его ограниченности и распыленности, более эффективно при этом использовать возможности, других источников инвестирования инновационной деятельности (собственных средств, внебюджетных фондов, финансовых средств отечественных и международных кредитных организаций и т.п.);
- повышение конкурентоспособности организаций научно-технической деятельности (совершенствование самой сельскохозяйственной техники, развитие центров сервисного обслуживания);
- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для научно-технической сферы.
2.2.Совершенствование инвестиционной политики
Совершенствование инвестиционной политики возможно при решении таких задач как: повышение инвестиционной привлекательности зернового производства; развитие инвестиционной политики.
Повышение инвестиционной привлекательности зернового производства возможно при осуществлении
1) оценки инвестиционной привлекательности региона, которая включает характеристику:
- инвестиционной привлекательности самого региона; на данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и др.;
- инвестиционной привлекательности конкретных объектов инвестирования, при котором анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.
2) мероприятий поддержки государством расширенного воспроизводства преимущественно интенсивного типа на основе:
- направления инвестиций в эффективно работающие крупные зернопроизводящие хозяйства специализированных зон производства яровой и озимой пшеницы с относительно дешевым технологическим процессом выращивания и получением зерна высокого качества;
- бюджетного финансирования вновь созданных организаций, но лишь на начальном этапе их работы (в дальнейшем они должны стать прибыльными).
Решение задачи развития инновационной политики сосредоточено в реализации таких мероприятий как:
1) развитие инвестиционной инфраструктуры, призванной направлять потоки капитала, связывать держателя средств с получателем. С ее помощью распространяется информация, минимизируются риски, повышается эффективность. Данное мероприятие выполняется при:
- создании инвестиционных фондов (держатели долгосрочных и больших по объемам капиталов);
- развитии сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
2) совершенствование инвестиционной поддержки, которое реализуется путем:
- долгосрочного кредитования с низкой процентной ставкой. Использование данной модели вполне обосновано, поскольку развитие зернового производства носит стратегический характер;
- проектного финансирования, т.е. в виде разового кредита или путем открытия кредитной линии как в рамках лимитов, устанавливаемых на предприятии;
- субсидирования процентных ставок за счет федеральных и региональных бюджетов по привлекаемым долгосрочным кредитам;
- создания конкурентной среды на рынке кредитования АПК (в настоящее время ОАО «Россельхозбанк» является бесспорным монополистом).
Принятая схема построения концепции является эффективной в решении основной цели, а полученный при этом материал является исходным пунктом подготовки нормативно-правовых документов, выработки инновационной политики в регионе. Разработка концепции инновационного развития зернового производства региона позволит в дальнейшем сформулировать модель инновационного управления в зерновом производстве в качестве самостоятельного института развития, определяющего цели и приоритеты, механизмы и ресурсы технологических, организационных и маркетинговых инноваций для повышения конкурентоспособности организаций, территориальных кластеров и региона.
Список литературы
1. Костяев А. И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: Методология и методы. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2003. – 285 с.
2. Нечаев В. И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография / В.И. Нечаев, Ю.И. Бершицкий, С.М. Резниченко. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. –235 с.
3. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., N 1662-р) // СПС «Консультант Плюс». – 2012.