Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) является адаптированной программой по развитию физического воспитания населения страны, популяризации массового спорта и здорового образа жизни, возрожденной по подобию комплекса ГТО, существовавшего в СССР. Предпосылки создания комплекса ГТО на территории страны советов появились в 1918 г., а в 1929 г. за счет слияния ряда военно-спортивных объединений и содействия комсомола был создан первый комплекс ГТО [1].
Впоследствии, благодаря эффективному развитию комплекса ГТО, население страны было в короткие сроки мобилизовано на пороге Великой Отечественной войны, что позволило определенным избежать потерь времени на физическую подготовку бойцов советской армии. С распадом СССР спортивная организация, отвечавшая за развитие ГТО, остановила свою работу. В 2014 г. комплекс по инициативе российского президента после окончания Зимних Олимпийских игр в Сочи был возрожден.
Современный комплекс ГТО не ограничивается физическим воспитанием и поддержанием здоровья граждан, он также направлен на восстановление патриотического воспитания у молодых поколений [2]. За успешное выполнение нормативов ГТО присваиваются нагрудные знаки различной степени – золотой, серебряный и бронзовый. В современной России, в отличие от СССР, выполнение нормативов ГТО является добровольным к выполнению. Современный комплекс упражнений, по сравнению с объемом довоенного периода, гораздо шире, а его выполнение доступно для всех слоев населения. Внедрение ВФСК ГТО идет поэтапно, поскольку сразу по всей территории страны восстановить его в больших объемах не получится.
ВФСК ГТО имеет аналоги и в других странах мира, но уступает, например, австрийской и германской системам, как по сложности упражнений, так и по способам мотивации. В Германии за успешную сдачу нормативов полагается выплата материального вознаграждения из государственного бюджета, а для поступающих в учебные заведения предусмотрен дополнительный балл [3].
Имущественная поддержка ВФСК ГТО в России состоит в передаче в пользование или владение государственного и муниципального имущества, спортивного инвентаря, оборудования и экипировки в целях подготовки к сдаче нормативов ГТО. Предусматривается бесплатное медицинское обеспечение для лиц, проходящих подготовку и участвующих в выполнении норм ГТО, бесплатная подготовка спортсменов, возможность установления повышенных академических стипендий для учащихся за сдачу нормативов ГТО Золотой знак [4].
ВФСК ГТО является перспективным направлением для популяризации и развития массового спорта среди населения, поэтому государство заинтересовано в привлечении широких масс населения к выполнению норм ГТО. Поскольку развитие физической культуры и спорта входит в перечень стратегических задач государства, финансирование развития ВФСК ГТО по большей части также возложено на государственный бюджет.
В наших исследованиях отмечается, что за период 2016–2017 гг. количество мероприятий ВФСК ГТО увеличилось более чем на 85%, но при этом отмечается снижение финансирования более чем на 40% [5]. С одной стороны, повышение активности по развитию ВФСК ГТО говорит о важности этой задачи для государства, а с другой – снижение финансирования отражает негативное влияние кризисных явлений на развитие массового спорта в стране.
Развитие ВФСК ГТО в Российской Федерации имеет положительные тенденции. Так, по сравнению с 2016 г., в 2018 г. было проведено более 99 тыс. спортивных мероприятий, что на 87,4% больше показателя базисного периода [6]. Численность населения, успешно сдавшего на золотой знак отличия превысило 308 тыс.чел., что в 2,7 раза больше уровня 2016 г. На серебряный знак отличия сдали более 350 тыс. чел., на бронзовый – более 311 тыс. чел., что в среднем вдвое больше уровня 2016 г.
Финансирование мероприятий ВФСК ГТО, несмотря на рост популярности Комплекса, в динамике сократилось, изменилась и его структура (рис. 1).
Сравнивая показатели 2018 г. и 2016 г., можно сделать вывод, что в расходах стали преобладать подготовка, обучение и заработные платы сотрудников, в то время как в 2016 г. наибольшие траты были заложены на приобретение спортивного инвентаря. В 2016 г. больше было потрачено на проведение и подготовку мероприятий, а также прочие расходы. Затраты на покупку спортивного инвентаря в 2016 г. обоснованы тем, что реализация ВФСК ГТО находилось на начальном этапе и требовалось масштабное материальное обеспечение подготовки и проведения мероприятия, но инвентарь имеет длительный срок использования, поэтому с каждым годом затраты на его приобретение снижаются. Вторым моментом, отражающим увеличение административной составляющей в ВФСК ГТО, является рост расходов на подготовку, обучение и заработную плату сотрудников более чем в 5,3 раза. В то же время на пропаганду и популяризацию комплекса ГТО и проведение спортивных мероприятий расходы снизились, что в случае роста инфляции и обесценивания национальной валюты говорит о негативных тенденциях в финансировании ВФСК ГТО с точки зрения повышения интереса для населения в участии в комплексе ГТО.
Динамика финансирования в исследуемом периоде также имеет свои особенности, поскольку начавшийся в 2015 г. кризис отразился на развитии социальной сферы не сразу, что также повлияло и на финансирование мероприятий ВФСК ГТО (рис. 2).
Главной особенностью динамики финансирования мероприятий ВФСК ГТО является то, что в 2018 г. относительно 2017 г. наметилась положительная динамика в финансировании пропаганды и популяризации комплекса ГТО и проведения спортивных и физкультурных мероприятий. Расходы на подготовку, обучение и заработную плату работников в 2018 г. возросли относительно 2017 г. всего на 27,6%, многократный рост по этой статье расходов проявился в 2017 г. относительно базисного периода. Таким образом, в большей степени негативные проявления кризиса отразились на финансировании ВФСК ГТО в 2017 г. через два года после начала кризиса, но положительная динамика в 2018 г. говорит о том, что постепенно государство возвращается к выполнению задач по развитию массового спорта в запланированном объеме.
Учитывая, что финансирование физической культуры и спорта происходит за счет средств государственного бюджета, целесообразно рассмотреть структуру финансирования мероприятий ВФСК ГТО. Очевидно, что по аналогии с общими тенденциями в финансировании физической культуры и спорта, роль федерального бюджета в развитии ВФСК ГТО минимальна, а основная нагрузка приходится на бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (рис. 3).
Роль федерального бюджета в финансировании мероприятий ВФСК ГТО была весома на начальном этапе становления комплекса, поскольку из него было выделено в 2016 г. немногим меньше средств, чем из бюджетов субъектов РФ, а в 2018 г. из федерального бюджета поступило всего 3 млн. руб. Стоит отметить, что роль внебюджетных источников также снизилась в динамике – сокращение составило 61,0%. В структуре на их долю приходится в 2018 г. 2,7%, а в 2016 г. этот показатель составлял 10,6%. В 4,4 раза возросли финансовые потоки из бюджета субъектов РФ, на 31,2% увеличилось финансирование из бюджетов муниципальных образований. В то же время в структуре финансирования мероприятий ВФСК ГТО доля бюджета субъектов РФ возросла с 14,4% до 42,1%, а доля бюджетов муниципальных образований сократилась с 63,3% до 55,0%.
ВФСК ГТО в развитии массового спорта и патриотическом воспитании молодежи должен сыграть высокую роль, в особенности, для детей, подростков и студенческой молодежи, так как сдача нормативов имеет ступенчатый характер, а будущие результаты спортсменов закладываются в раннем возрасте, и требуют систематической работы в этом направлении. Стоит отметить, что в России все же необходимо пересмотреть виды стимулирования граждан, успешно сдающих нормативы ГТО, пользуясь положительным опытом Германии. Материальная составляющая в виде денежных поощрений, скидок в фитнес-клубы, спортивные залы, магазины, реализующие спортивные товары, путевки по направлениям спортивного туризма и прочее могли бы существенно повысить стимул молодежи к участию в комплексе ВФСК ГТО. Что касается вопросов финансирования развития физической культуры и спорта, то в современных реалиях в ближайшей перспективе маловероятна значительная диверсификация источников финансирования ВФСК ГТО, поэтому, чтобы избежать формирования негативных тенденций, стоит придерживаться запланированных мероприятий по развитию комплекса, адаптируя его под современную общественно-экономическую систему и не снижая финансовой поддержки развития массового спорта в стране.
Список литературы
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gto.ru/history (Дата обращения: 10.05.2019 г.).
2. Успек О. С. История ГТО и ГТО в современном мире // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 9. – С. 249–252.
3. Кабачков В. А., Зюрин Э. А., Осминин М. Д. Сравнительный анализ советского комплекса ГТО, ВФСК ГТО и физкультурно-спортивных комплексов зарубежных стран // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 2. – С. 52–55.
4. Свиридова Е. С. Государственная поддержка ГТО в Российской Федерации // Science Time. – 2015. – № 1 (13). – С. 396–399.
5. Воронина В. Т. О финансировании всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 111–114.
6. Статистическая информация ВФСК ГТО / Министерство спорта РФ. Статистическая информация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/41/27653/. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.05.2019 г.)