1. Что такое SWOT-анализ?
Это метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды компании и разделении их на четыре категории:
- Strengths (сильные стороны);
- Weaknesses (слабые стороны);
- Opportunities (возможности);
- Threats (угрозы).
2. История возникновения?
Впервые аббревиатура SWOT была введена в Гарварде в 1963 году на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом.
3. Визуальное представление?
Аббревиатура SWOT может быть представлена визуально в виде таблицы:
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли) |
Weaknesses (свойства, ослабляющие проект) |
Внешняя среда |
Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели) |
Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели) |
4. Объект SWOT-анализа?
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты (отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации и т. д.).
5. Задача SWOT-анализа?
Задача SWOT-анализа состоит в предоставлении структурированного описания ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на основе SWOT-анализа, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
6. Преимущества SWOT-анализа?
- Это универсальный метод, который может быть использован в самых разнообразных сферах экономики и управления. Метод можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
- Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения транспорта или только с точки зрения туризма и т.д.).
- SWOT-анализ может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период.
- Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования.
7. Недостатки SWOT-анализа?
- SWOT-анализ показывает только общие факторы. Определенные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно.
- Обычно при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними.
- Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике.
- Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры.
- SWOT-анализ является довольно субъективным и очень сильно зависит от позиции и знаний тех, кто его проводит.
- Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
8. Пример описания сильных и слабых сторон организации с помощью метода SWOT-анализ?
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths (свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли):
|
Weaknesses (свойства, ослабляющие проект):
|
Внешняя среда |
Opportunities (внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели):
|
Threats (внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели):
усиление позиций конкурентов на рынке |