Вербальная коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией с помощью речи и письма. Вербальная коммуникация в данной статье не рассматривается.
Невербальная коммуникация – это общение между индивидами без использования слов, а передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения и др. Эти сигналы помогают лучше понять человека, мотивы и причины его поведения.
Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека.
Жесты – это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека.
Тактильная коммуникация – это форма коммуникации, которая передает прямой физический контакт с другим человеком (напр., рукопожатие, похлопывание по плечу или спине).
ЗАДАНИЕ 1
- Оцените компоненты языка тела, на которые Вы обращаете внимание. Для выполнения задания используйте следующую таблицу:
Компоненты языка тела |
Компоненты, на которые Вы обращаете внимание у других людей (Да/Нет) |
Компоненты, на которые Вы обращаете внимание у себя (Да/Нет) |
Одежда | ||
Осанка | ||
Жесты | ||
Телодвижения | ||
Фигура человека | ||
Контакт глазами (взгляд) | ||
Выражение лица | ||
Мимика | ||
Дистанция | ||
Положение тела |
- Посмотрите на себя со стороны глазами других людей. Всё ли Вам нравится?
ЗАДАНИЕ 2
- Оцените компоненты параметров речи, на которые Вы обращаете внимание. Для выполнения задания используйте следующую таблицу:
Компоненты параметров речи |
Компоненты, на которые Вы обращаете внимание у других людей (Да/Нет) |
Компоненты, на которые Вы обращаете внимание у себя (Да/Нет) |
Интонация | ||
Отчётливость речи | ||
Тембр голоса | ||
Темп речи | ||
Частота дыхания | ||
Громкость и тон голоса | ||
Произношение слов |
- Запишите свою речь на диктофон и прослушайте.
- Оцените отчётливость и тон речи, громкость и тон голоса. Всё ли Вам нравится?
Список литературы
- Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 433 c.
- Жернакова, М.Б. Деловые коммуникации: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.
Продолжение публикации материалов раздела «Приёмы делового общения. Практикум» в следующих номерах журнала.